Московская городская организация

Всероссийского общества слепых

Поиск

Путешествие в Клин МО «Дорогомилово». Дневник путешественницы Даши

В данном очерке хотелось бы поделиться своими впечатлениями о путешествии в древний и необыкновенный город Клин. По традиции, без двадцати восемь утра наши группы «ВОСовцев» встретились на платформе в метро. В 08.00 автобус повез любознательных туристов в однодневное приключение. По дороге наш сопровождающий Кирилл рассказывал о достопримечательностях, встречающихся на пути. Мы узнали много нового о суеверности Александра Сергеевича Пушкина, легендах, ходящих вокруг персон Екатерины Второй, Леонида Ильича Брежнева, о символике и происхождении московских транспортных колец, о трагичной гибели величайшего хоккеиста Валерия Харламова. Однако, с вашего позволения, я в отдельном абзаце поведаю о моем и не только впечатлении о нашем сопровождающем, а сейчас вернемся к путешествию.

Где-то около десяти утра мы въехали в древний Клин. Считается, что на самом деле, город гораздо старше, чем указывается в различных источниках. Существуют некоторые научные данные, что впервые Клин упоминался в 90-ых годах 12 века, однако летописи, подтверждающие такую теорию, не сохранились.

В 1317-ом году данная местность представляла собой укрепление на границе Тверского и Московского княжеств. Сам топоним несёт следующее значение: «это участок земли или мыс, как будто вклинивающийся в пойму реки». В далекие времена достаточно большое количество населенных пунктов носило наименование «Клин», но до наших дней сохранилось название лишь подмосковного города. Существует обширное количество предположений о происхождении топонима. Одна из теорий заключается в том, что внутри деревянной крепости стояла церковь, которая была построена в виде клина. Город простирается на реке Сестра (ранее Сестрия). В Древней Руси так обычно нарекали небольшие речки, которые являли собой приток более крупных собратьев. Раньше в Клину пролегал главный торговый путь, по которому перевозили продукты, кожу и прочие значимые товары.

Это выгодное положение города стало неким «камнем преткновения» между Московскими и Велико-Новгородскими князьями. Клин пережил погромы, нападения, пожары и прочие беды. Постепенно городок стал приобретать торговое и ремесленное значение, выйдя  от статуса «военного центра». Клин славился своими колесами, дёгтем, корзинами, лаптями, медными и стеклянными украшениями.  В то время большое значение для города имели почта и извоз.

При Екатерине Второй Клин получил свой герб. Надо отметить, что он не особо видоизменился и сохранился почти в первозданном виде и до наших дней. На зеленом фоне изображен почтарь, который скачет на коне и трубит в рожок.

С Клином связаны множество знаменитейших имен выдающихся музыкантов, ученых, художников. Например, Радищев в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» посвятил одну из глав как раз жителю этого прелестного городка. Александр Николаевич поведал о судьбе старого слепого солдата. Также Аркадий Гайдар подолгу жил на этой подмосковной земле. Тут родились такие народно любимые произведения писателя как «Чук и Гек», «Синяя чашка», «Тимур и его команда» и «Комендант снежной крепости».

Дмитрий Иванович Менделеев жил в усадьбе Боблово, где у него располагалась лаборатория для различных химических экспериментов.

Философ Федор Танеев приобрёл на клинской земле усадьбу Демьяново, где впоследствии гостил его брат - композитор Сергей Танеев, ученик Петра Ильича Чайковского. Именно с этим великим русским классиком, прежде всего и ассоциируется город Клин.

Пётр Ильич не просто посещал Клин, он подолгу жил в этом превосходном месте. В общей сложности, музыкант провел на подмосковных землях около семи лет. Но именно в этом доме, в котором сейчас находится памятный музей, посвященный Чайковскому, Пётр Ильич прожил всего полтора года. Судьба композитора мистическим образом перекликалась с судьбой его матери – Александры Андреевны Ассиер. Пётр Ильич умер от холеры, как и она. Музыкант прожил хоть и недолгую, но очень насыщенную и яркую жизнь. Марина Степановна, наш экскурсовод, с таким упоением и уважением рассказывала о судьбе композитора, будто сама лично знала Петра Ильича. Его почитали многие знаменитые люди, в том числе и Чехов.

Антон Павлович ставил Чайковского на второе место после Льва Николаевича Толстого, давая себе самому лишь 98-ое. Нам показали сначала первый этаж, на котором располагался слуга Петра Ильича вместе со своей семьей, затем мы поднялись по старинной деревянной лестнице на второй этаж, где, собственно, и жил музыкант. Я испытала настоящий детский восторг от того, что мне выпала такая честь - прийти в гости к композитору, подышать тем же воздухом, что и Пётр Ильич, пройтись по тем же комнатам, по которым прогуливался великий русский гений.

Это не пафосные, высокопарные речи, — это истинные, правдивые чувства и эмоции, которые испытываешь, оказываясь на территории, где творец создавал свои шедевры.

Когда наша группа оказалась в кабинете Чайковского, Марина Степановна включила запись проникновенного романса, посвященного французской певице Дезире Арто. У Петра Ильича и его музы был достаточно бурный и страстный роман, они даже были помолвлены. Однако, судьба распорядилась иначе, и влюблённые расстались. Лишь спустя несколько десятков лет Чайковский и Арто встретились. Дезире попросила Петра Ильича посвятить ей одно произведение, но композитор создал в её честь аж шесть романсов. Я думаю, это говорит о многом.

Марина Степановна показала нам «балкон-фонарик», на котором музыкант любил пить чай, читать газеты и книги. Солнечные лучи проникали в кабинет через цветные витражи, создавая эффект калейдоскопа. Любопытно то, что все вещи Петра Ильича были сохранены, и сейчас у нас есть возможность оказаться в той самой аутентичной обстановке 19-ого века. Мебель в доме ручной работы, вся резная, как будто в кружевах, все предметы интерьера идеально подобраны друг к другу по стилю и цветовой гамме, на полках аккуратно расставлены многочисленные подарки композитору: бронзовый поющий петух от французского артиста, серебряная шкатулка с волшебными черевичками, миниатюрная Статуя Свободы и многое другое.

Библиотека Петра Ильича полна разнообразной литературы. Среди художественных и научных произведений можно найти книги на французском, английском, итальянском, латинском и других языках. Чайковский был невероятным человеком, имевшим доброе сердце, изысканный вкус, непревзойдённый интеллект и неповторимый талант.

После обзорной экскурсии по дому Петра Ильича мы направились в парк, которым так восхищался музыкант. Воздух был чистым, свежим, наполненным тем самым специфическим запахом после дождя. Рядом с тропинками растут разнообразные деревья, особенно нам запомнилась остролистная береза, специально привезённая в усадьбу, но уже не при жизни композитора. Этот вид деревьев растёт на родине В. А. Моцарта, которого Петр Ильич любил всем сердцем. В парке стоит несколько памятников Чайковскому: словно порхающие в воздухе руки в перчатках, держащие дирижёрскую палочку, и сам композитор, сидящий на лавочке и листающий ноты. Если расположиться рядом с Петром Ильичем, то заиграет его проникновенная музыка. Я не знаю, чередуются ли композиции, но нам выпал шанс послушать фрагмент из балета «Щелкунчик».

После прогулки по осеннему парку экскурсовод повела нас в концертный зал. Уважаемые путешественники расположились в креслах, и зазвучала музыка. Марина Степановна предложила нашему вниманию одну из частей цикла «Времена года». Конечно же, это были музыкальные произведения из «Осени». Пётр Ильич очень умело передал настроение сезона. Каждый из месяцев отличается своими особенностями и чертами. «Охота» - быстрая, энергичная, динамичная, прям как сентябрь, а вот уже «Осенняя песня» навевает меланхоличные, ностальгические, более грустные мысли, возникающие у большинства людей именно в октябре. «На тройке» настраивает уже на зимний лад, в голове возникают ноябрьские образы: первый снег, голые деревья, начало подготовки к Новому году и к зиме. Отчётливо слышны звоны колокольчиков, стук лошадиных копыт. Все эти иллюзорные ассоциации создаются лишь с помощью фортепианных клавиш, семи нот и необыкновенного таланта композитора. Когда экскурсия закончилась, мы поблагодарили Марину Степановну за интереснейшую лекцию. Желающие смогли купить себе памятные сувениры и сделать красивые фотографии.

Внутри меня все чувства немного смешались. С одной стороны, мне стало так комфортно, приятно, необыкновенно тепло на душе, было ощущение, будто я побывала в доброй детской сказке. Однако, с другой стороны, меня не покидает чувство грусти и одиночества. Вероятно, такой след в душе оставил тот факт, что до конца своих дней Пётр Ильич так и не нашел настоящей, искренней, верной любви и ушёл из жизни, так и не встретив своего человека.

После посещения великолепной и уникальной достопримечательности Клина мы направились на обед. К большому сожалению, трактир не был готов нас принять в положенное время, поэтому приём пищи сильно затянулся. Эта ситуация подпортила наше прекрасное расположение духа. Однако, сама еда оказалась вполне неплохой. Большинству понравились пельмени ручной лепки и чесночно-сметанный соус.

К сожалению, после затянувшегося обеда времени на посещение фирменного магазина фабрики ёлочных игрушек «Ёлочка» нам не хватило. Понимаю, что в сентябре подобные покупки не очень актуальны, но всё же, новогодние украшения можно назвать символом Клина.

Однако, это был не единственный сюрприз, неожиданно возникший из неоткуда. По плану экскурсионного дня наши группы должны были отправиться в старинную дворянскую усадьбу Шахматово, которую в 1874-м году, задолго до рождения Александра Блока, приобрёл его дедушка - ректор Санкт–Петербуржского университета, Андрей Николаевич Бекетов. Шахматово, но она в тот день оказалась закрытой, и мы сменили маршрут, направившись в усадьбу Середняково. Это место, где великий Михаил Юрьевич Лермонтов провел 4-летних сезона.

История усадьбы в Середниково берет своё начало в 1775 – ом году. Действительный статский советник и камергер, сенатор Всеволод Алексеевич построил на правом берегу реки Горетовки величественный, парадный дом с флигелями, различные служебные здания, живописный парк с прудами и мостами. Лишь в 1825 году усадьбу покупает Дмитрий Алексеевич Столыпин. Это родной брат бабушки Михаила Юрьевича Лермонтова, Арсеньевой Елизаветы Алексеевны. На протяжении четырех лет поэт приезжал в усадьбу. Именно здесь раскрывается его лирический талант. Находясь в Середниково, Лермонтов написал около сотни стихотворений, семь поэм и две драмы. К сожалению, почти ничего не сохранилось с тех времён, когда в Середниково гостил русский классик. Последующие хозяева усадьбы чтили память поэта. Например, Вера Ивановна Фирсанова заказала бюст Михаила Юрьевича у петербуржского скульптора Анны Голубкиной, а у художника Штейнберга холст на тему поэмы «Демон», чтобы им украсить овальный концертный зал, где пел сам Фёдор Иванович Шаляпин и, играл на фортепиано Сергей Рахманинов. В народе Веру Ивановну прозвали «доброй барыней», так как она, если выразиться на современный лад, занималась благотворительностью. Вера Ивановна на свои деньги построила железнодорожную станцию по Октябрьской дороге, которая и по сей день носит название в её честь «Фирсановка», также помогала невестам собирать приданное, шила одежду для праздников крестьянским детям, восстанавливала общественные бани и прочее. Планировка усадьбы оказалась очень необычной. Из одной комнаты очень легко попасть в другую, так как они располагаются по кругу. Любопытно, что работники кино выбирают Середниково в качестве локаций для своих картин. Например, усадьбу выбрали для съёмок сериала «Кровавая барыня», хотя Салтычиха, на самом деле, к Середникову никакого отношения не имела. К сожалению, после революции усадьба меняет свою квалификацию и превращается в санаторий для высших партийных работников. Должного внимания на поддержание и сохранение исконного облика здания и имения в целом не оказывается. Усадьба приходит в упадок. Лишь в 1993 году формируется Национальный лермонтовский центр, которому имение передаётся в аренду. Конечно же, для понимания внутреннего мира, психологического портрета, характера поэта следует посетить Тарханы и Пятигорск. Ведь судьба величайшего поэта очень таинственна. Он был взрослым, мудрым, рефлексирующим, проницательным совсем не по-своему возрасту. Иногда, даже страшно подумать, что Михаил Юрьевич покинул этот мир в таком юном возрасте. Когда читаешь произведения Лермонтова, перед глазами вырисовывается образ человека, обладающего огромнейшим жизненным опытом, перешедшего через бесчисленное количество трудностей, наблюдающего за судьбами своего поколения. С погодой нам не очень повезло, так как было очень промозгло и дождливо, но это всего лишь небольшая мелочь, которая никак не может испугать настоящего путешественника. После экскурсии мы сели в автобус и отправились в сторону Москвы. Путь был недолгим, так что устать никто не успел. Когда автобус приехал обратно к метро Войковская, все потихоньку разбрелись по домам, делясь и обмениваясь впечатлениями друг с другом.

После того, как я подробно поделилась своими впечатлениями о путешествии, мне хотелось бы поподробнее рассказать о нашем сопровождающем, как я и обещала в самом начале повествования. Кирилл обладает хорошим чувством юмора, чёткой и внятной речью, но… без спорных моментахне обошлось, на них я бы хотела остановиться поподробнее. Во–первых, назвать его именно сопровождающим я не могу. Я понимаю, что инвалиды по зрению должны максимально стремиться к самостоятельности, но не до такой же степени. Кирилл, к сожалению, не предупредил нас о том, что мы обязаны самостоятельно добираться до автобуса, он исчез с поля видимости наших тросточек, как только довёл группу до музея «Чайковского». Он не сообщил о своих дальнейших действиях после завершения музейной экскурсии, и изволил понадеется на наше «отличное зрение» и навыки «экстрасенсорики», так как догадаться где он, можно было только таким образом. Во–вторых, большую часть времени он просидел в тёплом, комфортабельном автобусе, не встречая, не направляя, не помогая участникам нашей группы. В–третьих, Кирилл начал за здравие, а закончил за упокой. По пути до Клина он много рассказывал нам о встречающихся достопримечательностях, а вот по дороге в Середниково, сопровождающий решил, что все уснули, и просто замолчал. В–четвертых, к сожалению, он никак не стремился разрулить конфуз, возникший с обедом. Более того, «сопровождающий» не предупредил ресторан о том, что наша группа освободилась пораньше, поэтому на месте мы тоже будем, немного быстрее, чем предполагалось. Из–за этой нелепой проблемы мы не смогли посетить фирменный магазин при ёлочной фабрике. Я понимаю, что некоторые участники экскурсии считают этот пункт программы неважным и необязательным, но все же. Новогодние украшения являются одним из узнаваемых символов Клина.

Я пишу такие слова потому, что мне есть с чем и кем сравнить. В предыдущей поездке нам попался великолепный сопровождающий, который с уважением, пониманием, чуткостью и добротой относился к нашим специфическим особенностям. Я имею в виду Маслова Михаила Геннадьевича. Я с полной уверенностью могу заверить, что это человек ответственный и надёжный, но вот про Кирилла сказать те же слова я никак не могу. Надеюсь, мой отзыв будет услышан.

После небольшой ложки дёгтя всё–таки хочется вернуться к мёду. Мы выражаем огромную благодарность МГО ВОС, Александру Николаевичу Машковскому, Марии Ефимовне. Спасибо вам большое за предоставленную возможность прикоснуться к прекрасному: музыке, истории, литературе и поэзии. Это неописуемое чувство побывать в домах выдающихся и великих представителей российской культуры. Такие поездки вдохновляют на творчество и на жизнь. Хочется выразить большую благодарность экскурсоводам, которые курировали нас в усадьбах. Спасибо большое за ваш труд, вклад в развитие этих достопримечательностей, уважение к тем персонам, о которых рассказываете, за полную отдачу своей профессии. Огромное спасибо нашему водителю Евгению, который старался создать максимально комфортные и безопасные условия в поездке.  Мне также очень хочется поблагодарить всех тех людей, которые путешествовали вместе со мной. Спасибо вам большое за неугасаемый оптимизм, здоровое любопытство, душевность, взаимопомощь, уважение друг к другу. Надеюсь, у нас впереди еще множество поездок, которые расширят наш кругозор, раскроют прекрасные стороны человеческой души и сплотят коллективы местных организаций ВОС.

Дарья Дорохина, МО ВОС «Дорогомилово»