МО «РИТ». Поездка в старинное купеческое село Вятское и в город Ярославль
14 мая мы выехали из Москвы, чтобы посетить достопримечательности историко-культурного комплекса «Вятское» в Ярославской области и сам город Ярославль.
Добрались мы легко, быстро, незаметно благодаря водителю – Виктору – великолепно справляющемуся со своей работой и нашему гиду Михаилу.
По пути с радостью и вниманием мы слушали богатый событиями и исторически значимыми лицами обстоятельный и выразительный экскурсионный обзор Михаила.
Вот мы в селе Вятском. Небольшой уютный неспешный уголок. Удивительно красивые невысокие здания разных оттенков – красный, бежевый, желтый, с необычным барельефом. Похоже, мы попали в отдаленный островок прошлых веков.
Открываем для себя «Страницы истории печатного дела» в Музее Печатни. Благодаря опытному экскурсоводу нам представилась возможность поизучать непосредственно устройство печатных станков, познакомиться тактильно с гравюрой, узнать секреты печатного дела.
Совсем рядом – еще один уникальный музей – «Музей русской предприимчивости». Мы поражены судьбами двух невероятных личностей – Петра Телушкина и Никиты Понизовкина. Кровельщик Петр Телушкин считается родоначальником промышленного альпинизма в России. В 1830 году он на веревках, без помощи лесов, поднялся на шпиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. В таком вот «подвешенном состоянии» он починил покрытие креста и выполнил сложный ремонт крыла ангела. За это Телушкин был удостоен звания почетного гражданина Санкт-Петербурга.
Купец Никита Петрович Понизовкин – человек загадочной судьбы. Основатель крахмало-паточного производства в деревнях Бор и Гузицино (ныне Красный Профинтерн), долгое время был крепостным крестьянином. По местному преданию, он пришел неизвестно откуда с одной сумой, затем, в результате своей предпринимательской деятельности, сильно разбогатев, стал открывать в округе один заводик за другим.
Еще одно чудо села Вятского – музей «Звуки времени». Калейдоскоп времени. Мы узнали об эволюции музыкальных инструментов – от старинных до современных. Нам посчастливилось так же прослушать и оценить их звучание.
Далее мы отправились в поселок Красный Профинтерн полюбоваться на Замок все того же Никиты Петровича Понизовкина. В 1868 г. открывается завод Понизовкиных в Гузицыно, на берегу Волги. А в 1910 по проекту молодого архитектора Н.Ю. Лермонтова начато строительство замка. Внутренние помещения были богато украшены живописью и лепниной. Лестница холла декорирована бронзовыми балясинами, покрыта ковром и уставлена кипарисами. Вестибюль оформлен в модном тогда в столицах, но не привычным для ярославской глубинки, египетском стиле. Потолок гостиной обит холстом и расписан арабесками. Малая гостиная называлась «золотая комната» из-за особого убранства. В доме были смонтированы уникальные для того времени системы отопления, вентиляции и увлажнения воздуха. И завод, и особняк были телефонизированы. В 1945 г. завод и поселок получили название «Красный Профинтерн». Особняк Понизовкина стал культурным центром поселка. Здесь разместились и средняя школа, и библиотека, и клуб. В 1984 г. было построено новое здание школы, затем особняк опустел и стал ветшать, как и деревянный дом рядом. Комбинат в 1990-х попал в частные руки, новые хозяева с управлением, увы, не справились. К 2009 г. были разобраны на металлолом и железнодорожные пути, и оборудование завода, который 140 лет был лидером своей отрасли. Сейчас замок вновь реставрируют. И в перспективе в нем будет музей, а рядом – гостиница.
Затем наш путь лежал в Ярославль, в гостиницу «Парк inn», где мы с аппетитом поужинали и расселились по комфортабельным номерам.
Второй день, 15 мая, был не менее насыщенным.
В солнечный теплый день нам открылись двери ярославского храма Ильи Пророка. Внутри – подлинные росписи XVII века, практически полностью сохранившие свой колорит. Роспись интерьеров храма выполнена в 1680 году ярославскими мастерами под руководством двух костромичей - Гурия Никитина и Силы Савина. Поражает в этих фресках радостное, светлое настроение, необузданная динамика, ощущение полноты жизни, необычайная чистота и яркость красок. Без всякого сомнения, фрески Ильинской церкви - лучший стенописный ансамбль 17 века и одно из высших достижений древнерусского искусства.
Затем мы с особым благоговением посетили Кирилло-Афанасьевский монастырь. Строительству этого храма предшествовали события 1612 года, когда в тревожные времена нашествия поляков в городе собралось множество народа. Народное войско во главе с Мининым и Пожарским готовилось выступить против поляков, однако, началось нашествие моровой язвы. Повальный голод и множество смертей стали причиной организации крестного хода, который планировалось осуществить с Толгской иконой Богородицы, но случилось чудо. Протопоп Илья увидел во сне Иисуса, который указал священнику место хранения иконы Спаса Нерукотворного и приказал совершить крестный ход именно с этим святым образом. Во время Крестного шествия слепой нищий, который просил милостыню, прозрел, но на этом чудеса не закончились. По мере приближения к часовне, в которой прежде хранился святой образ, люди почувствовали, что их ноги не хотят идти дальше. Процессия остановилась. На месте часовни за один день построили деревянную церковь, после чего моровая язва оставила ярославцев. Удивительно светлый монастырь.
Далее нас встретил ярославский музей Зарубежного искусства. В нем особый интерес представляла выставка «Парижане», на которой экскурсовод рассказал нам о «видении» художниками Парижа, своего родного города. Также мы ознакомились с постоянной экспозицией, оценили высокое мастерство художников.
Музей Вадима Орлова, почетного гражданина Ярославля. В этом музее все связано с этим человеком - одно из лучших в России частных собраний фарфора XVIII-XX веков, коллекция чугунного литья, серебра и предметов утвари. Меценат и почетный гражданин Ярославля Вадим Юрьевич Орлов собирал эту коллекцию на протяжении трех десятков лет. Сегодня она насчитывает более 4,5 тысяч экспонатов. Самый значимый раздел коллекции - художественный фарфор. Дамы в волшебных платьях, кавалеры в красивых костюмах или серия статуэток «Народы России» фабрики Гарднера. Изображения живой природы – ласточки, попугай, волк. Второй по численности раздел – серебро, около 1300 предметов. Сервизы, солонки, чайницы, вазы, хрустальные графины в серебряном обрамлении, сервировочная посуда - вот далеко не полный перечень редчайших и удивительных изделий. Чугунное литье. Это искусство, получившее распространение на Урале в 19-ом веке, несет в себе тончайшую пластику и грацию, легкость и проникновенность.
Все два дня, проведенные в селе Вятском и Ярославле – это дни, проведенные со знаком качества. Высочайшее гостиничное обслуживание и уровень профессионализма всего персонала. Превосходные завтраки, обеды и ужины.
Отдельное внимание – экскурсоводам. Поразительные, по-уникальному подобранные акценты в рассказах, подкрепление информации выразительными примерами, огромная самоотдача, волнительные эмоции.
Мы благодарим Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы, МГО ВОС за возможность посетить увлекательную, познавательную, динамичную экскурсию, за огромный вклад в дело реабилитации, социализации и интеграции в общество людей с нарушением зрения.